Центральное государственное учреждение созданное петром 1. Создание Петром I системы научных учреждений
ВВЕДЕНИЕ
Русская журналистика прошла в своем развитии три столетия. Зародившись как явление политической жизни в виде правительственных «Ведомостей», на протяжении всего XVIII и первой половины XIX в. она являлась частью литературного процесса, выполняя в обществе просветительскую, воспитательную и политическую роль.
В связи с отсутствием в России других институтов социальной жизни журналистика в форме литературной полемики, критики и публицистики уже в середине XIX в. превратилась в общественную трибуну, способную влиять не только на литературные, но и на политические мнения.
Постепенно обособляясь от литературы и приобретая собственные черты развития, во второй половине XIX в. журналистика становится самостоятельной общественно-литературной деятельностью, связанной с формированием общественного мнения. В это же время происходит становление журналистики как профессии, осознание ее роли в жизни общества, что вызвано профессионализацией журналистского труда, коммерческим подходом к организации журнального дела. Отношение к журналистике как к товару, впервые проявившееся в XV1I1 в. в издательской деятельности Н. И. Новикова, утверждается в 1830-е годы в журналистской практике Ф. В. Булгарина, О. И. Сенков-ского и становится необходимым условием успешной издательской деятельности в последующие десятилетия. Коммерциализация журналистики породила полемику о несовместимости «торговых» отношений с высокими литературными и нравственными нормами журналистики, необходимость выработки в журналистике этических норм. Рост массового «среднего» читателя во второй половине XIX в. стимулировал типологическое развитие «большой» и «малой» прессы, ее ориентацию на потребности читателя, изучение читательской аудитории.
Возникновение периодики, несшей черты массовой культуры, на протяжении вceго XIX в. сопровождалось сохранением традиции издания «толстых» общественно-литературных журналов, стремившихся развивать литературно-эстетические вкусы читателя, обсуждать значимые проблемы культуры, истории и общественной жизни, социально и духовно воспитывать своих современников.
Своеобразие становления журналистики в разные исторические периоды связано с характером государственною правления и соответственно отношением власти к прессе, что проявлялось в цензур-нон политике. При этом, однако, ограничение практической свободы журналистов в России стимулировало рос г духовной свободы. Это находило отражение в выработке условного «эзопова» языка, системы иносказательной речи, которая устанавливала особую, доверительную связь между изданиями и читателями. Кроме того, усиление цензурного гнета вызвало появление бесцензурной печати как в России, так и за ее пределами. Издания, вышедшие в середине XIX в. за границей в Вольной русской типографии А. И. Герцена, положили начало создания системы независимой русской прессы в эмиграции. Эмигрантская журналистика, развиваясь в традициях российской прессы, испытывая на себе влияние европейской журналистики, отразила новые типологические черты, проявившиеся в жанровом своеобразии, структуре, оформлении, читательском адресате издания.
Первые два века развития русской периодической печати заложили основу системы изданий в провинции, которая к концу XIX столетия была представлена разнообразными по типологии и направлению официальными и частными изданиями.
На протяжении всего периода существования отечественной прессы предпринимались попытки осмыслить, систематизировать, воссоздать ее историю. Свой вклад в формирование историко-теоре-тических представлений о журналистике внесли М. В. Ломоносов,
A. С. Пушкин, Н. А. Полевой, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, М. Н. Катков и многие другие писатели, редакторы, издатели, создававшие в России периодическую печать, участвовавшие в ней и пытавшиеся определить ее место и роль в жизни общества. Собирание и описание периодических изданий, которое в течение XIX в. вели библиографы
B. С. Сопиков, В. Г. Анастасевич, А. Н. Неустроев и другие, завершилось выходом фундаментального труда Н. М. Лисовского «Библиография русской периодической печати. 1703-1900» (Пг., 1915). Значительное место в дореволюционных исследованиях по истории литературы и журналистики принадлежит цензуре, о которой писали А. М. Скабичевский, К. К. Арсеньев, А. Котович, М. К. Лемкс, В. Розенберг и В. Якушкин.
Изучение истории отечественной журналистики в советский нери-оч приобрело системный характер. Наряду с исследованиями, посвященными отдельным изданиям и персоналиям, появляются работы обобщающего характера В. Е. Евгеньева-Максимова, П. Н. Беркова, А. В. Западова, В. Г. Березиной, Б. И. Есина. Вышедшие в Ленинградском университете «Очерки но истории русской журналистики и критики» в двух томах (Л., 1950; 1965) заложили фундаментальную основу для разработки университетского курса по истории русской журналистики, который стал неотъемлемой частью профессионального журналистского образования.
Первый учебник «История русской журналистики XV11I-X1X веков», подготовленный в начале 1960-х годов В. Г. Березиной, А. Г. Дементьевым, Б. И. Есиным, А. В. Заиадовым и Н. М. Сикорским (под редакцией проф. А. В. Западова), выдержал три издания (последнее, третье, вышло в 1973 г.) и до сих пор остается единственным учебником, наиболее полно представляющим историю российской прессы данного периода. Однако он в значительной степени устарел в.методологическом отношении, что отразилось в односторонности подхода к освещению истории отечественной журналистики с точки зрения ленинской периодизации освободительного движения в России. Преимущественное внимание к революционно-демократической печати сказалось на неполноте и необъективности освещения либеральных и консервативных изданий, представляющих значительный профессиональный интерес.
Необходимость создания нового учебника обусловлена требованиями времени. Изменившиеся социально-политические и экономические условия развития нашей страны предопределили новые методологические и методические подходы в изучении отечественной истории, втом числе и прошлого российской прессы. При создании этого учебника авторы опирались на исследования своих предшественников, остающиеся авторитетными источниками изучения русской журналистики, сохраняющими значительную историко-науч-ную ценность. В то же время авторы стремились избежать догматического подхода, идеологической заданности и дидактической назидательности в оценке явлений прошлого, старались показать содержание и характер русской журналистики на разных этапах развития во всем многообразии ее проявлений: либеральной, демократической и консервативной; западнической и славянофильской; российской и эмигрантской; столичной и провинциальной.
Учебник в хронологической последовательности раскрывает процесс формирования отечественной периодической печати от ее истоков до создания развитой системы иечати в конце XIX в.; знакомит с наиболее влиятельными изданиями, выдающимися издателями, журналистами; восполняя недостающие звенья, показывает своеобразие становления журналистской профессии в России; рассматривает эволюцию российской прессы в контексте и неразрывных связях с европейской журналистикой.
Учебник подготовлен на кафедре истории журналистики Санкт-Петербургского государственного университета при участии историков отечественной журналистики Уральского, Ростовского государственных университетов и ИРЛИ (Пушкинского дома).
Санкт-Петербургский государственный университет: Л. П. Громова, д-рфилол. наук, проф.: Введение; ч. I, гл.1;ч. Ill, гл.9, § 1-3, 5-8, 11-13,15-16; Д. А. Бадаяян: ч. II, гл. 8, § 5; ч. Ill, гл. 9, § 9,14; Г В. Жирков, д-р фнлол. наук, проф.: ч. III, гл. 10, § 1-5, 10; О. В. Сляднева, канд. филол. наук, доц.: ч. I, гл. 2; Е. С. Comma, канд. филол. наук: ч. Ill, гл. 10, §6-8.
ИРЛИ (11\ 111КИНСКНЙ Дом): Ю. В. Стенпик, д-р филол. наук: ч. I, гл. 3-5; Б. В. Мельгунов, д-р филол. наук: ч. Ill, гл. 9, § 4.
Ростовский государственный университет: А. И. Стачько,а.-р фнлол. наук, проф.: ч. II, гл. 6, 7; ч. Ill, гл. 10, § 9.
Уральский государственный университет: М. М. Ковалева, д-р филол. наук, проф.: ч. II, гл. 8, § 1-4,6;Л. М. Иакушим, канд. ист. наук, доц.: ч. III, гл. 9, § 10.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Рукописные «Куранты»
В России, как и в других европейских государствах, появлению первых печатных газет предшествовали рукописные информационные издания, содержавшие сообщения преимущественно о политических и экономических событиях. В Европе их создание было вызвано развитием в XV-XVТ вв. торговых отношений и потребностью в информации, которая в то время скапливалась в крупных торговых цен трах. Главная коммуникационная линия проходила по Рейну через Швейцарию и Австрию, соединяя Германию с Италией. В Венеции, являвшейся в ту пору одним из крупнейших центров мировой торговли, сведения, представлявшие интерес для деловых людей, переписывались в бюллетень и продавались за мелкую итальянскую монету gazzetta. Постепенно название платы перешло на само письменное сообщение.
Русские рукописные газеты возникли в XVТТ в. Известно, однако, что еще в конце XV в. в России стали появляться переводы летучих листков и газетных статей, сообщавших европейскому читателю о военных событиях, об открытии новых земель, о землетрясениях, наводнениях и о других новостях. Расширение связей России с европейскими государствами вызвало потребность в зарубежной информации. Таким образом, московское правительство, в чьем ведении находилось переводное дело, испытывало потребность в составлении рукописных газет, которые дополняли бы донесения послов. Заграничные агенты, через которых Москва следила за западными событиями, присылали в Россию через наших послов рукописные и печатные листки, являвшиеся предшественниками европейской прессы.
Московские «Куранты» (от французского слова courant текущий). или «Вестовые письма», имели характер правительственного дипломатическою издания, предназначались для царя и приближенных к нему бояр, содержали информацию из разных стран, подготовленную чиновниками Посольского приказа, ведавшею иностранной политикой Московскою государства. Источником сообщений служили в основном европейские газеты, преимущественно немецкие и голландские, меньше - польские и французские, еще реже - итальянские и шведские. Главное содержание иное газет той эпохи, а следовательно и «Курантов», составляли, как гласит надпись на «Курантах» 1621 г., «разные в Европе военные действия и мирные постановления». Особенно много места в них отводилось военным известиям о том, что «город еще в осаде сиди г», «к юроду жестоко приступают», «город за уговором сдался»; приводились детальные описания морских сражений, «кровавых побоищ», «жестоких стравок», реже давались сообщения о мирных переговорах, о заключении договоров и о других фактах политической жизни европейских государств.
В «Kypaнтax» времени царствования Михаила Федоровича (1613-1645) перед читателем проходят разные моменты 30-летнеп войны - жесткой войны между католиками и протестантами, в которую были втяну 1ы почти все народы Европы. Сообщения об этих событиях развертываются в виде однообразной ленты известий «из немецкой, из шпанской, из французской, из дацкой, с польской и из иных земель», залитых кровью борющихся протестантов и католиков. Все эти сообщения излагались по большей части с безучастием и индифферентизмом. Они информировали о стычках, набегах, победах и поражениях «свейских, цесаревых, дацких и прочих людей». Среди череды однотипных сообщений обращает на себя внимание одно, ко трое позволяет говорить о преемственности между «Курантами» и последующими «Ведомостями». Это «короткое и подлинное розсказание о жестоком кровавом бою», случившемся 23 октября 1642 г. под Лейпцигом. Перед нами обстоятельный рассказ об отдельном событии в форме гак называемой реляции с детальными подробностями о передвижении войск, о самой битве, описание им о, как «весь цесарев пушечный наряд и запас и рухлядь и весь обоз свейские люди побрали», и, наконец, роспись убитых, раненых и взя-1ых в плен, что напоминает «юрналы» и «реляции», которые впоследствии при Петре 1 будут печататься как отдельным и листами, так и в «Ведомостях».
Кроме сведений о внешних событиях, совершавшихся в то время в Европе, русские «Куранты» извещали и о внутренних делах европейских государств, например, о борьбе английского монарха с «соем-ной стороной» (парламентом). «Пишут, - сообщается из Гааги от 3 октября 1643 г., - что господа Статы хотят послов своих послати в Английскую землю, чтобы тое особую войну и зеору, что в Английской земле, помирить; а что в последнем бою деелось, итого нам подлинно не ведомо».
Особенно интересны в «Курантах» заимствованные из западных газет извес гия о России. Эти сообщения любопытны во многих отношениях. Прежде всего, они являются часто единственными документальными свидетельствами о происходивших событиях. Кроме того, они говорят о возраставшем внимании к России со стороны иностранных правительств и о признании за ней значительного влияния. Эга мысль проходит через все сообщения о России.
«Из Амборка пишут ноября в 22 день (1643 г.), чго великий князь Московской приказал Свейскому агенту не своем земли ехать, и для того свеяне осте-регателнее живут на рубеже»
«Зело тревожился Салтан Турской в том, что войска московские вступит в Крым, гораздо сумневался о отъеме той стороны и о изгнании оттоле татарском».
Из Рима сообщается, что «папа силно умоляющие грамоты послал х королем к Гишпанскому и ко Французскому и к Москве, чтоб оружия свои случно обратили на Турков».
В основном эти известия касаются официальной внешнеполитической жизни России, но иногда встречаются сообщения и о происшествиях внутри страны: «о великой смуте о вере», о стрелецком бунте, о пожарах и т. п. Эти данные из иностранных газет свидетельствуют о том, что уже в го время Москва не была равнодушна к тому, как к нам относятся на Западе.
Помимо политических новостей в «Курантах» помещалась информация торгово-экономического характера.
«Из Галанской земли из города Гаги ноября 17 числа (1643 г.). Из Амстердама вести, что кораван из Московскою государства от Архангельского города да из Францужские земли от города Рошеля, дал Бог, здорово в Галанскую землю пришли, их Дюнкерские разбойные корабли ждали на море и начаялись великой добычи, толко их Бог перенес здорово».
Из Гааги сообщается, что «об тех двух торговых людей, которые оманчивыми худыми деньгами промышляли и о тех велми сыскивают про гово, хю продал деньги, а про другого, хго их купил; и тот хто купил продавца объявить не хочет и за то у него сколко тысяч взято живота ево».
Рядом с торговыми известиями в «Курантах» попадается описание и придворных торжеств:
«Из Колна города, августа в 7 день (1682 г.). Княшня государя дофина родила сына, и о том пишут из Амстердама августа 15 числа, что во всех местах, где послы, посланники и посланные французские обретаются, преизрядные велие банкеты отправляют со утешными из ранетов огнями для рождения того дофина сына»
Наряду с информацией официальною характера в «Курантах» можно было почерпнуть сведения познавательного, развлекательного характера, а также сообщения о чрезвычайных происшествиях:
«В ГаланскоЙ земле, в Поморье, под островом Теселон, рыбники рыбу ловили и виде ш чюдо в мор», голова у него человеческая, да ус долгой, а борода широкая, и рыбники от того добре устрашилися, и один рыбник побежал из судна в нос и хотел то чюдо смотреть, и чюдо под судно унырнуло, и ис онца опять вынырнуло, и рыбники побежали на корму и хотели ево ухватить, а он опрокинулся, и онс видели у нет туловище, как у рака, а хвост у него широк да и ноги у него также широки были, и плавал, как собака» (1621 г.).
При составлении «Курантов» помимо иностранных газет использовались и другие источники, в частности, те, что привозили постоянные агенты-осведомители. Известно, например, что в 1635 г. правительство послало в Стокгольм своего агента Дмитрия Францбекова, однако уже через год отозвало его в Москву как не справившегося с миссией («часто вестей не писывал»). Одной из заметных фигур, поставлявших информацию из-за рубежа в 1640-е годы, был Юстус Филимонатус, который присылал в Россию свежие известия «из немецкой земли и из иных стран». Эту обязанность он выполнял весьма добросовестно, проживая преимущественно в Риге и посылая оттуда обильную корреспонденцию для Москвы. Его работой непосредственно руководил князь Л. А. Шляковской, который, находясь в пограничном Пскове, снабжал его инструкциями и фактически являлся посредником между заграничным агентом и Посольским приказом. Чтобы посылаемые им новости достигали Москвы своевременно, Юстус предложил завести двух надежных гонцов, чтобы «как один пойдет из Риги во Псков, а другой бы пошел изо Пскова в Ригу, и в те поры мне мошно к царскому величеству еженедельно вести всякие писать. А будет не так, и они залежатца и застареютца»
Московский агент кроме простой доставки иностранных газет занимался сбором, обработкой и составлением информация об интересовавших Россию событиях, причем заботился об их оперативности. Не будет преувеличением сказать, что Юстус Филимонатус может быть назван хроникером русских «Курангов». Ею немецкие и латинские «грамотки» отличались весьма разнообразным характером. Порой они содержали дополнение к печатным или иным «вестовым листам». Некоторые представляли собой самостоятельные донесения о новейших политических событиях. Эти сообщения, а также новости, служившие дополнением к газетам или вестовым письмам, главным образом касались стран, интересовавших Москву в военно-политическом отношении.
Мы видим, таким образом, что при составлении «Курантов» источниками информации служили не только иностранные газеты. Известия, непосредственно обращенные к царю, поступали в Посольский приказ в качестве данных, осведомлявших Москву о Западе, и затем помещались в «Курантах». Эти агентурные донесения представляют собой в литературном отношении вполне оригинальный и притом собственно русский источник «Курантов». Его состав довольно сложен. Материалом таких донесений служили и письменные сообщения агентов-иностранцев, состоявших в ведении Посольского приказа. Еще один источник - сведения, добытые самими русскими правительственными агентами. «Для проведывания вестей» их посылали в города западной окраины Московского государства, откуда они слали донесения в столицу. «Для вестей», кроме того, пользовались услугами жителей пограничных городов, и полученные от них сведения также попадали в русские агентурные сообщения. Так, «хо-лопи» Глебка Морозов (новгородский воевода) и дьяк Филиппка Арцыбашев доносят царю Михаилу, что «посацкой человек Кирилко Беляев ездил на свейский рубеж, где немчина Ганца про разные вести спрашивал, а про твое, государь, государство тот немчин сказал, что-де у свейских людей никакова помыслу нет, что-де они, государь, от твоего государства боятца сами». Известны также случаи заимствования информации из частной переписки иностранных граждан.
Анализ источников показывает, что «Куранты» не были простой копией европейских газет. Наша рукописная газета не была лишена литературной самостоятельности, в ней можно обнаружить оригинальные черты, привносимые авторами сообщений. Авторы влияли не только на отбор информации, но и на характер ее подачи, а порой И интерпретации. Так, публицистический элемент заметен во многих сообщениях Юстуса Филимонатуса. Однако основным материалом для газеты все же являлись переводы из европейских газет о событиях преимущественно заграничной жизни. Причем предпочтительное
внимание уделялось тем странам, которые представляли в то или иное время наибольший военно-дипломатический интерес для России. Созданные поначалу со служебной ролью как дополнение к донесению послов, «Куранты» с усложнением и развитием связей России с Западом прошли определенную эволюцию. Для Кремля стало насущной потребностью по горячим следам знакомиться с делами Европы, и потребность эта вызывалась необходимостью не только воевать с соседями, но и учиться у них. И «Куранты» помогали в этом московским правителям
Писались «Куранты» в одном, впоследствии - в нескольких экземплярах, носили характер дипломатической тайны, читались царю и ограниченному кругу бояр, о чем свидетельствуют пометы на многих экземплярах: «государю чтено», «государю чтено и боярам». Иногда указываются время и место чтения. «185 (1677 г.) сентября в 1 великому государю чтено в комнате, а бояре слушали в передней». После прочтения «Куранты» возвращались на хранение в Посольский приказ или в Приказ тайных дел.
По внешнему виду они представляли собой складные узкие листы бумаги, исписанные «столбом», т. е. сверху донизу без перерывов. Отсюда происходит еще одно название «Курантов» - «Столбцы». Иногда в Посольском приказе их называли «Вести».
«Куранты» не имели определенной периодичности. После учреждения в 1668 г. регулярной почты они стали составляться значительно чаще - от двух до четырех раз в месяц. Опыт существования рукописной газеты, вызванной к жизни развитием товарно-денежных отношений в России и укреплением связей с европейскими государствами, был использован при создании первой русской печатной газеты «Ведомости».
Официальные «Ведомости»
Появление в России первой печатной газеты «Ведомости» (1702-1727) было вызвано реформами Петра Т. необходимостью в пропаганде проводимых им преобразований. Стремление Петра Т в кратчайшие сроки утвердить Россию равной среди европейских государств предопределили масштаб и характер реформ, затронувших все сферы жизни.
Еще до прихода Петра к власти перед Россией стояла задача укрепления внутреннего и внешне1 о положения с граны, для преодоления экономической отсталости завоевать выход к Черному и Балтийскому морям, открыть путь в Европу. Войны, предпринятые Петром (1696 г. - завоевание Азова, 1704 г. - взятие Нарвы. 1709 г. - победоносная Полтавская битва), обеспечили независимое существование русской государственности. В результате Северной войны, длившейся 21 год, Россия вернула себе выход к Балтике и укрепилась на западе, севере и юге своей территории. Одновременно с военными кампаниями, реформированием армии и флота Негр проводил экономические преобразования, занимался созданием отечественной промышленности, строительством заводов, верфей, новых городов.
Народ заплатил дорогой ценой за преобразования начала века, которые выдвинули Россию в число мировых держав. Введение рекрутских наборов и подушной подати, увеличение налогов и усиление гонений на раскольников, строительство Петербурга и затянувшаяся Северная война обернулись большими потерями. С 1672 по 1710 г. население страны не только не увеличилось, но даже уменьшилось на 6.6 %. Недовольство проводимой политикой вызвало волнения среди помещичьих и приписных крестьян, работников мануфактур и раскольников. Но процесс переустройства становился необратимым. Россия стремительно превращалась в могучую европейскую державу. Любопытно мнение помощника и единомышленника Петра Т П. Шафирова, высказанное в 1717 г. Говоря о росте авторитета страны, он писал, что «ныне никакое дело, ниже в отдаленных краях европейских не чинится, к которому б или о ею царскою величества приязни и союзе не старались, или осторожности и опасности в противности от оного себе не имели».
Для развития науки и образования по указанию Петра была развернута широкая издательская деятельность. С 1708 г. книги и нецерковного содержания стали печататься новым гражданским шрифтом В первую четверть XVТТТ в. в России вышло больше книг, чем за два предыдущих столетия (600 книг и брошюр). Особое внимание уделяется распространению естественнонаучных изданий. Издаются учебники по геометрии, физике, архитектуре. Появляются книги для воспитания дворянства, которые отражали изменения в укладе жизни Рушились домостроевские традиции, маскарады и балы способствовали новым формам общения. Требовалось руководство, как вести себя в обществе. В сборнике «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708) предлагались образцы писем, галантных и деловых, так как частная переписка становилась признаком хорошею тона (например, «Просительное послание студента к отцу своему при начатии нового года»). Книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (1719) содержала советы для молодых дворян, как держать себя в обществе, как вести себя за столом (руками на стол не опираться, ножом зубов не чистить, не хватать первым блюдо), как раскланивайся при встрече (снимая шляпу за три шага) и т. п. Книга была составлена по указанию царя и впоследствии не раз переиздавалась Академией наук.
Культура петровского времени носила светский характер и развивалась в противоборстве cтарого и новою. Возвышение авторитета государства над авторитетом церкви ускорило «обмирщение» всех сторон русской жизни. Пeтp 1 изменил отношение к человеку, личности, осуществив таким образом один из постулатов просветительства - внесословной ценное т и человека. В 1722 г. он закрепил это положение законодательно, в «Табели о рангах всех чинов воинских, статских и придворных», открыв возможность представителям разных сословий получай, дворянское звание за заслуги перед государством. И немало было таких примеров, когда не богатство и знатность рода, а преданность и добросовестное служение Отечеству возводило людей на самую высокую ступень социальной лестницы. Идеалом Петровской эпохи стал человек-гражданин, патриот, который должен проникнуться пониманием и осознанием необходимости проводившихся правительственных преобразований.
Петру 1, в условиях сопротивления внутренней оппозиции, важно было найти поддержку в обществе, расширить круг сторонников реформ. Будучи знакомым с ролью журналистики в европейских странах и понимая значение информации, он принимает решение о создании русской печатной газеты
Первая газета в России, вошедшая в историю отечественной журналист ики как петровские «Ведомости», была создана в декабре 1702 г. на основании указов Петра l oт 15 и 16 декабря 1702 г. Указ от 15 (26) декабря гласил: «Куранты, по-нашему ведомости, которые присылаются из разных государств и городов в Государственный посольский и иные приказы, из тех приказов присылать те ведомое т и в приказ книг печатного дела, а как те ведомости присланы будут, и еще на печатном дворе печатать, и те печатные ведомости, что останется за подносом (т. е. после бесплатной раздачи царю и придворным. -Авт.), продавать в мир но надлежащей цене».
Второй царский указ о г 16(27) декабря объявлял: «По ведомос1ям о воинских и о всяких делах, которые надлежат для объявления Московского и окрестных государств людям, печатать куранты, а для печати тех курантов, ведомости в которых приказах, о чем ныне какие есть и впредь будут, присылать из тех приказов в Монастырский приказ, без мотчания (промедления. -Авт.), а из Монастырского приказа те ведомости отсылать на Печатный двор. И о том во все приказы из Монастырского приказа послать памяти (напоминания. -Авт.)». Эти два указа определили механизм организации газеты, ее содержание, порядок распространения.
Одновременно с указом от 16 декабря 1702 г. вышел первый номер печатной газеты «Ведомости с цесарских писем», который в значительной степени еще являлся отголоском рукописных «Курантов». Он содержал только заграничные новости (вполне в духе своего предшественника), полученные почтой еще 5 декабря. Это были известия из Франкфурта, Берлина. Гааги, Амстердама, Аугсбурга. На следующий день, 17 декабря, вышел второй номер - под названием «Ведомости Московского государства», уже с исключительно русскими новостями. В нем сообщалось о триумфальном въезде Петра в Москву 4 декабря после побед над шведами и о взятии «крепостей Мариенбург и Слюсенбург», об обещании «калмыцкого великого владельца Аюки-Таиши» прислать Его Величеству свои войска, о месторождении селитры, серы, железной руды и т. д. Первые два номера газеты (от 16 и 17 декабря) в печатном виде до нашего времени не дошли, очевидно из-за небольшого количества отпечатанных экземпляров, и известны по оригиналам и рукописным копиям. Третий номер газеты, появившийся 27 декабря, был посвящен лишь одной новости - взятию крепости Нотебург и назывался «Юрнал или поденная роспись, что в мимошедшую осаду под крепостью Нотенбурхом чинилось сентября с 26-го числа в 1702 году». В отличие от двух первых номеров, где содержались разные известия, это был развернутый, подробный рассказ об одном событии, по объему вчетверо больший, чем два предыдущих номера вместе взятые. Он был оттиснут на одном большом листе в количестве 1000 экземпляров и дошел до нас в печатном и рукописном вариантах. его корректурный лист хранит редакторскую правку Петра Т. Такого рода сообщения в виде реляций «первые появились еще в рукописных «Курантах».
Таким образом, первые три номера газеты, вышедшие в декабре 1702 г., отличались друг от друга по названию, но структуре номеров и по содержанию (№ 1 - иностранные известия, № 2 - российские новости, № 3 - сообщение о военной победе), что являлось свидетельством попытки найти способы первоначальною оформления газеты, поисков собственного лица. В первых номерах, с одной стороны, отразилось влияние рукописных «Курантов», состоявших преимущественно из иностранных новостей, с Другой - обозначилось стремление стать национальной газетой. О процессе становления газеты свидетельствует непостоянство заголовков и в последующих номерах. Первый номер за 1703 г. (от 2 января) назывался «Ведомости», следующие выходили под разными 1 и гулами: «Ведомости Московские», «Подлинное доношение», «Ведомость о Мигавской осаде», «Реляция», «Российские ведомости», иные же вовсе без заголовка. По примеру рукописных «Курантов» «Ведомости» составлялись из лаконичных сообщений из разных юродов, следовавших друг за другом без всякой внутренней связи. За исключением небольшого количества донесений, писем и реляций, при чтении «Ведомое гей» перед читателем проходит череда происшествий, случившихся в Варшаве, Амстердаме, Париже, Вене, Копенгагене, Лондоне, Берлине и других главных городах Европы. Значительно реже встречаются новости из Пскова, Казани, Азова, Сибири и других мест России Преобладание информации из-за границы, почерпнутой преимущественно из иностранных газет, делают «Ведомости» во многом похожими на рукописные «Куранты». «Ведомости» берут материал из тex же заграничных изданий, лишь постепенно дополняя и обновляя круг источников. Причем преимущественно но сообщения о военных событиях. Преемственная связь печатной газеты с рукописной прослеживается и во внимании к иностранным известиям, касающимся России. Вот один из характерных примеров: «Из Вены генваря в 25 день. Белоградские грамотки подтверждают, что оттаманская порта опасается с царским величеством воину зачати, потому что московское крепкое и добре ученое войско ему салтану страшно» («Ведомости» от 1710 т).
В отличие 01 заграничных (большей частью частных коммерческих изданий). «Ведомости», как и рукописные «Куранты», носили официальный государственный характер. По своей структуре, содержанию и изложению они во многом являлись продолжением допечатных русских газет, однако их издание представляло собой значительный шаг вперед в сравнении с рукописными «Курантами», имевшими ведомственно-дипломатическое назначение и ориентированными на избранный кpyг читателей. С помощью газеты правительство впервые публично обратилось к российскому обществу, стремясь получить его поддержку.
Появление газеты именно в 1702 г. не случайно. После неудачною начата Северной войны Петру необходимо было убедить общество в возможность победы, объяснить некоторые свои действия, в частности, конфискацию колоколов у церквей и монастырей, их переплавку в пушки и гаубицы, сообщить о подготовленности русских войск и их поддержке со стороны других народов России Именно об этом писала 1 азе та 17 декабря 1 702 г. И В последующих номерах.
Первый номер за 1703 г., вышедший второю января1, сообщал: «На Москве вновь ныне пушек медных, гоубиц и мартиров выли го 400. Те пушки ядром по 24, по 18 и по 12 фунтов. Гоубицы бомбом пудовые и полупудовые. Мартиры бомбом девяти, грех, двупудовые и меньше И еще мною форм готовых великих и средних к литью пушек, гоубиц и мартиров. А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше 40 000 пуд лежит». Если припомнить исторические события, то этот сухой перечень приобретает особый смысл. Речь идет о времени после рал рома под Нарвой, когда русская армия потеряла практически всю свою артиллерию. Чтобы создать новую, Петру пришлось перелива! ь колокола на пушки, что, естественно, вызвало возмущение среди верующих. Поэтому Петр, сообщая в газете, сколько вылито пушек, стремится успокоить, расположить в свою пользу общественное мнение, объяснить необходимость и оправданность принесенных жертв. Далее писалось об открытии общих школ («московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили») и специальных («в математической штюрмансной школе больше 300 учатся и добре науку приемлют»), о рождении в Москве с 24 ноября по 24 декабря 386 человек «мужеска и женска полу», об открытии полезных ископаемых («На реке Соку нашли мною нефти и медной руды, из той руды медь выплавили изрядну, от чего чают немалую бьпь прибыль московскому государству»).
Известия о внутренней жизни, носившие явно пропагандистский характер, дополнялись заграничными новостями, отбор которых также определялся интересами государства: информация подбиралась, как правило, о тех странах, которые представляли наибольший интерес для России (Швеция, Дания, Польша, Турция). Причем сообщения иностранных газет негативного характера, которые бросали тень на Россию, ее армию, ее союзников и т. д., не помещались в газете. В сохранившихся оригиналах «Ведомостей» часто встречаются пометы «сей статьи меж скобок в народ не пускать». При подготовке рукописей в печать вычеркивались известия о военных неудачах Петра. В то же время информация о победах, одержанных российскими войсками, давалась полно и часто.
Долгое время считалось, что это первый печатный номер «Ведомостей», поэтому зарождение русской журналистики велось от 2 (13) января 1703 г. Лишь в 1903 г. при подготовке к переизданию «Ведомостей» в связи с их 200-летием, были обнаружены рукописи более ранних номеров, а впоследствии Достоверно установлено, что первые номера газеты вышли из печати еще в Декабре 1702 г.
Особое место занимало освещение Северной войны, информация, о которой находила отражение почти в каждом номере «Ведомостей»: в сводках о военных действиях, в письмах Петра и реляциях его соратников, в многочисленных сообщениях из иностранных газет. Так, в номерах «Ведомостей» от 2 и 15 июля 1709 т. было помещено письмо Петра царевичу, сообщавшее о победе над шведами под Полтавой. Впервые, ввиду важности события, первые абзацы в обоих номерах были выделены красной краской. Петр писал «о зело превеликой и неначаемой виктории», которая была одержана благодаря храбрости солдат «малою войск наших кровию», о силе духа и о военном искусстве, которые помогли русским одержать грудную победу над шведами и взять в плен несколько тысяч офицеров и рядовых, среди них - «генерал фелтмаршал господин Рейншилт, купно с четырми генералы», а также «министр граф Пепер с секретарями Емерлином и Цидергермом». Первое сообщение, написанное наспех по свежим следам события, содержало первоначальные сведения, на что указывал сам автор: «Подробно вскоре писать будем, а ныне за скоростию невозможно». В номере от 15 июля дано описание преследования русскими шведской армии и пленения ее у Переволочны.
В 1699-1701 гг. была проведена реформа центрального управления, заключавшаяся в объединении ряда приказов, которые или полностью сливались, или же соединялись под начальством одного лица с сохранением аппарата каждого приказа в отдельности. В связи с новыми потребностями страны (главным образом, началом Северной войны) возникло несколько новых приказов.
К осени 1699 г. насчитывалось 44 приказа, но значительная часть их действовала объединенно, составляя 25 самостоятельных учреждений.
В 1699 г. купцы и посадское население городов были изъяты из ведомства воевод и приказов и переданы в ведение коллегиального органа - Бурмистерской палаты в Москве; с 1700 г. она получила название Ратуша. Президент и члены (бурмистры) этого нового центрального учреждения выбирались купцами; в городах были созданы подчиненные Ратуше выборные бурмистерские (земские) избы.
Правительство мотивировало создание этого городского сословного, финансового и полицейско-судебного «самоуправления» желанием улучшить деятельность торгово-промышленного населения (купцов, ремесленников), «чтоб им в разных приказах и от приказных и разных чинов от людей нападков и убытков и разоренья не было» 64 . Э та реформа обеспечила более исправное поступление прямых налогов и косвенных сборов (таможенных, кабацких и т. д.) с городского населения.
В Ратушу отошли финансовые функции тринадцати приказов, и она превратилась в центральную кассу государства, оставаясь ею до губернской реформы 1708-1710 гг.
Подобная централизация произошла и в военном управлении. В 1701 г. был создан Приказ военных дел, в ведение которого отошли: комплектование частей зарождающейся регулярной армии (особенно до 1705 г. 65), формирование полков, заведование комсоставом армии, снабжение ее всем необходимым, кроме провианта («комиссариатское довольствие»).
После местной реформы 1708 г. компетенция Приказа военных дел резко сократилась: комплектованием частей стали заниматься губернаторы, снабжение провиантом перешло в полевые органы армии, а составом се стало заведовать более гибкое и оперативное учреждение - Главная военная канцелярия, с открытием которой в 1711 г. Приказ военных дел был упразднен. С 1711 г. и до 1797 г. существовал Главный комиссариат (в некоторые периоды Генеральный комиссариат), ведавший вещевым и денежным довольствием армии. С учреждением Военной коллегии Главный комиссариат находился в ее подчинении, а иногда был самостоятельным центральным учреждением.
С передачей губернаторам финансовых функций им были подчинены и бурмистерские избы. Ратуша из центрального стала местным московским учреждением.
В первые годы XVIII в. были созданы новые центральные учреждения. Иногда они назывались по-старому - приказы (Адмиралтейский, Провиантский, Артиллерии, Рудокопных дел), иногда получали новое наименование - канцелярии (Ижорская, Мундирная и др.). Это были учреждения переходного периода. В организации и деятельности их наряду с элементами нового сохранялось еще много черт старых приказов XVII в. (например, судебные функции в отношении подведомственных лиц).
Преображенский приказ вырос из дворцового учреждения по обслуживанию резиденции Петра I и его матери, а также заведованию «потешных» полков (Преображенского и Семеновского) - Преображенской потешной избы.
С установления фактического правления Петра I Преображенская потешная изба приобрела ряд военно-административных функций по комплектованию, снабжению, обучению войск, организации военных маневров («потешные походы»). Под ее надзором находился и Новодевичий монастырь, куда была заключена Софья.
Преображенская изба сыграла большую роль в организации Азовских походов. С 1695 г. она была преобразована в Преображенский приказ.
После азовских походов Преображенский приказ стал прежде всего органом следствия и суда по политическим преступлениям (измене, «бунту» и «непристойным» речам против царя и членов его
семьи). Этими вопросами занималась главная канцелярия приказа. Наряду с этим Преображенский приказ имел и иные функции. Через подчиненные ему Потешный двор приказ заведовал охраной порядка в Москве по организации караулов в Кремле, борьбе с нарушителями, а через Генеральный двор ведал Преображенским и Семеновским полками, осуществлял набор даточных (до апреля 1702 г.). В связи с отъездом Петра I за границу в конце 1697 г. приказу была подчинена вся Москва.
Главным судьей Преображенского приказа был крупный государственный деятель Ю. Ф. Ромадановский, а после его смерти (1717 г.) его сын И. Ромадановский. В помощь главному судье с 1698 до 1706 гг. действовала судебная боярская коллегия, куда входил ряд членов Боярской думы.
Из поступавших в Преображенский приказ доносов («изветов») отбирались те, которые носили политический характер, а остальные отсылались в другие приказы. Политический процесс конца XVII - начала XVIII в. основывался на «Соборном Уложении» 1649 г., а также новоуказанных статьях и узаконениях Петра I.
Каждый политический процесс начинался с письменного или устного «извета» о «государевом слове и деле», который изветчик мог сделать где угодно (в любом приказе, местном учреждении, церкви, на базаре, на улице, дома), но обязательно в присутствии свидетелей. Доставленные в ближайшее правительственное учреждение изветчик, а часто и обвиняемый, задержанный в результате извета, переправлялись в Преображенский приказ. Начиналось следствие. Для проверки правильности извета проводились допросы свидетелей и повальные обыски. В случае отсутствия свидетелей для благородного изветчика дело решалось по усмотрению царя, но если изветчик-холоп или крестьянин, не имея свидетелей, извещал на своего помещика, то «Соборное Уложение» предписывало «тому их извету не верить... И учиня им жестокое наказание, бив кнутом нещадно, отдати тем, чьи они люди и крестьяне», т. е. вернуть изветчиков-холопов их же помещику.
Правильные изветы по закону удостаивались наградами, но практически изветчики, особенно из крестьян, не получали ничего. За ложные показания сурово наказывали кнутом или штрафовали.
Если обвиняемый отрицал свою вину, то приказ прибегал к пытке. Закон разрешал пытать трижды: поднять на дыбу; поднять на дыбу и бить кнутом; после битья кнутом на дыбе жечь огнем. Если обвиняемый на всех трех пытках показывал одно и то же, то это считалось доказательством правильности его показаний. Жестокость пытки в Преображенском приказе часто приводила к смерти. Из 365 человек, привлеченных к суду по делу об Астраханском восстании, от пыток умерло 45 человек. Нередко присутствовал на допросах, а порой и лично допрашивал сам Петр I.
Основное острие карательной деятельности Преображенского приказа было направлено против народных масс. На всем протяже-
нии его существования в нем происходят процессы крестьян и посадских низов, выражавших свое недовольство налоговым гнетом, феодально-крепостнической системой, высказывавшихся против самого царя.
Расправлялся Преображенский приказ и с противниками преобразований Петра I - из среды бояр, духовенства, стрельцов. Боярская оппозиция попыталась использовать для осуществления своих реакционных планов стрельцов. Дело о стрелецком мятеже 1698- 1699 гг. было наиболее массовым процессом, проводимым Преображенским приказом. После жесточайших пыток было казнено 799 стрельцов. Мелкие стрелецкие процессы продолжались до 1718 г.
Преображенский приказ просуществовал до 1729 г. (с 1725 г.- как Преображенская канцелярия).
Приказы в конце XVII - начале XVIII в. представляли собой пеструю, громоздкую и нестройную систему центральных учреждений с нечеткими функциями, переплетением функций и параллелизмом в деятельности, несовершенным делопроизводством, волокитой и грубым произволом должностных лиц. Отдельные отрасли управления (заведование городским сословием, финансами, мануфактурами, горным делом, торговлей и т. д.) были разделены между несколькими приказами. Все это тормозило осуществление задач государства в новых исторических условиях, толкало на поиски иных организационных форм центрального государственного аппарата.
Реформа 1718-1720 гг. упразднила большинство приказов и ввела коллегии. Этой реформе предшествовал длительный подготовительный период. Перед отъездом за границу 11 декабря 1717 г. Петр I издал указ, определявший штаты коллегий (были назначены президенты, вице-президенты, советники и асессоры), и распоряжение «начать всем президентам с нового года сочинять свои коллегии» 66 . Окончательная их организация затянулась. В 1718 г. большинство коллегий еще не приступило к делам. В конце 1718 г. последовал закон о разделении дел между коллегиями с указанием на необходимость сочинять для каждой свой регламент. Открытие коллегий состоялось в 1719-1720 гг., а Камер-коллегии - в 1721 г. Всего за эти годы было создано 12 коллегий. Важнейшими, «государственными» считались три первых: Иностранных (чужестранных) дел, Военная (Воинская), Адмиралтейская; Камер, Штатс-контор, Ревизии заведовали финансовой системой государства; Берг, Мануфактур, Коммерц-коллегии ведали промышленностью и торговлей; Юстиц-коллегия занималась судебной системой, Вотчинная - делами господствующего дворянского сословия и Главный магистрат - управлением городами и делами зарождавшейся буржуазии.
Духовная коллегия, вскоре после основания, была преобразована в высшее правительствующее учреждение - Синод, юридически приравненный к Сенату.
Первоначально каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, но 28 февраля 1720 г. был издан обширный (из 56 глав) «Генеральный регламент», определивший единообразие организационного устройства порядков деятельности и делопроизводства. На протяжении всего XVIII в. этим законом руководствовались все правительственные учреждения России.
Коллегии отличались от приказов коллегиальным (совместным) обсуждением и решением дел, единообразием организационного устройства, более четкой компетенцией; деятельность и делопроизводство коллегий были строго регламентированы законом.
Петр I и его современники считали, что коллегии имели несравненные преимущества перед приказами; изложение этих преимуществ было дано в «Духовном регламенте», составитель которых отмечал, что только коллегия, а не одно лицо, может выносить правильные решения («что един не постигнет, постигнет другой»), и такие решения считались гораздо авторитетнее единоличных. Коллегиальное разрешение дел обеспечивало быстроту и непрерывность по сравнению с приказами, где с болезнью или смертью судьи происходило замедление или даже остановка в делах. Большие надежды возлагал Петр I на коллегию как средство борьбы с произволом и продажностью чиновников. По мнению Петра I, «президенты или председатели не такую мочь имеют, как старые судьи: делали, что хотели; в коллегиях же президент не может без соизволения товарищев своих ничего учинить». Коллегия лучше могла обеспечить и правосудие, потому что не боялась гнева сильных людей.
Коллегии являлись центральными учреждениями, подчиненными царю и Сенату; коллегиям по разным отраслям управления подчинялся местный аппарат.
Каждая коллегия состояла из присутствия (общего собрания членов) и канцелярии.
Состав присутствия насчитывал 10-11 членов и состоял из президента, вице-президента, четырех-пяти советников и четырех асессоров.
Президент коллегии назначался царем и осуществлял «генеральную и верховную дирекцию» (управление коллегии). Вице-президент и члены назначались Сенатом и утверждались царем. Президент и вице-президент были обязаны «накрепко смотреть, чтобы прочие члены коллежские и в поверенных делах и в приказанном их смотрении « надлежащим старанием и прилежанием попечение имели». В случае нерадения членов президент должен был «вежливыми словами» напоминать им об их обязанностях, а при их непослушании сообщать Сенату; он же мог возбуждать перед Сенатом вопрос о замене того члена коллегии, который «мало разумен».
В 1722 г. для надзора за деятельностью коллегий в каждую из них был назначен прокурор, подчиненный генерал-прокурору Сената. При коллегиях существовали и фискалы.
Канцелярия коллегии возглавлялась секретарем. В его ведении
находился штат канцелярии, в состав которого входили: нотариус, или протоколист - составитель протоколов заседаний; регистратор - составитель списков, входящих и исходящих бумаг; актуариус - хранитель бумаг, а также переводчик и писцы (канцеляристы и копиисты).
«Генеральный регламент» устанавливал точное расписание заседаний коллегий: по понедельникам, вторникам, средам и пятницам; в четверг президенты заседали в Сенате.
Основной формой деятельности коллегии являлись заседания ее общего присутствия. В «камере аудиенции», убранной коврами комнате со стенными часами, под высоким балдахином стоял покрытый сукном стол, за которым и располагались члены коллегии; перед каждым из них стояла чернильница. На присутственном столе находилась книга нерешенных дел; она должна была напоминать членам коллегии о незамедлительном их рассмотрении. Впоследствии присутственный стол коллегии украсило «зерцало» - треугольная призма с печатными текстами указов: от 17 апреля 1722 г.- «о хранении прав гражданских», от 21 января 1724 г.- «о поступках в судебных местах» и от 22 января 1724 г.- «о государственных уставах». «Зерцало» должно было напоминать чиновникам и просителям о законности.
Справа от присутственного стола коллегии находился стол секретаря, слева - стол нотариуса.
Заседанием руководил президент; при его входе или выходе члены коллегии вставали.
Дела докладывались секретарем в порядке их поступления в коллегию, но с соблюдением рассмотрения вначале государственных, а затем частных дел. Члены коллегии подавали свои мнения по очереди, начиная с младших членов, и не повторяясь; это должно было обеспечить самостоятельность мнений. Все «рассуждения» членов нотариус заносил в протокол. Дела разрешались «по множайшему числу голосов» (т. е. по большинству); при равенстве голосов перевес давало мнение, за которое высказывался сам президент. Протокол и решение подписывались президентом и членами коллегии. В случае сомнения в разрешении какого-либо дела коллегия обращалась в Сенат.
Во время заседаний просители дожидались решений в прихожих «камерах», которых было две: «чтоб люди знатного характера (или чина) от подлых различены были и особливое свое место иметь могли».
По требованию коллежского присутствия служитель (вахмистр) вводил иногда в «камеру аудиенции» просителя. Только лица с высоким служебным положением (от полковника и выше) получали разрешение сесть; все остальные должны были отвечать перед коллегией стоя.
В каждой коллегии существовала «камера» (кабинет) президента, в которой глава коллегии мог ознакомиться с адресованной ему
корреспонденцией, с делом или принять просителя. Особые помещения были отведены для коллежских контор и канцелярии.
Связанные с решением коллегии телесные наказания приводились в исполнение здесь же, при коллегии, для того чтобы «всяк смотря на то, от каких погрешений и преступлений себя мог охранять».
Военная коллегия управляла созданной Петром I регулярной армией, которая сложилась в ходе Северной войны. Рядовой состав армии комплектовался с 1705 г. с помощью рекрутских наборов с тяглых сословий, а офицеры - из дворян. Все достижения новой армии в организации, тактике и боевой подготовке были закреплены в «Воинском уставе» 1716 г.
Президентом коллегии был ближайший соратник Петра I фельдмаршал А. Д. Меншиков, а вице-президентом - крупный военный специалист, автор одного из первых военных уставов, генерал А. Вейде.
Военно-морским флотом, созданным Петром I, управлял ряд учреждений: Приказ адмиралтейских дел, Канцелярия адмиралтейства, Морской комиссариат и др. Сменившая их Адмиралтейств-коллегия ведала предприятиями по строительству и оснащению флота (верфями, полотняными и канатными фабриками), а также корабельными делами; осуществляла подготовку и обучение личного состава военно-морского флота: матросов и офицеров (последних в Морской академии); вооружение и снабжение их. Адмиралтейств-коллегий принадлежало право ревизии военно-судебных дел по флоту. Все порядки в русском флоте были регламентированы в «Морском уставе» 1720 г. Во главе коллегии находился крупнейший флотоводец первой четверти XVIII в. генерал-адмирал Ф. М. Апраксин.
Коллегия иностранных дел поддерживала повседневные дипломатические сношения с иностранными государствами, вела дипломатическую переписку с представителями иностранных государств и русскими послами за границей, руководила приемом, содержанием и отправлением иностранных послов, дипломатическими и придворными церемониями.
По наследству от Посольского приказа коллегия иностранных дел заведовала отдельными территориями на окраинах (Украина), а также почтой (впоследствии в составе коллегии был создан почтовый департамент).
Во главе коллегии стоял крупный дипломат канцлер Г. И. Головкин, а вице-президентом был барон П. П. Шафиров.
Активная внешняя политика и войны, преобразования армии, управления и культуры, создание флота, строительство заводов, каналов, верфей и городов потребовали огромных денежных средств. Налоговый гнет возрос, а сама система налогов значительно изменилась. В отличие от XVII в., когда господствующее значение в бюджете имели различные косвенные налоги, с первой четверти XVIII в. преобладают прямые налоги.
Петр I ввел новую податную единицу - «ревизскую душу». Все
население государства было подразделено на две части - податную (крестьяне всех категорий, мещане, цеховые ремесленники и купцы) и неподатную (дворяне, духовенство).
Для определения числа «душ» податного населения стали производиться переписи мужского населения податных сословий, называемые подушными ревизиями. Материалы этих ревизий нужны были не только финансовым органам государства, они использовались также для рекрутских наборов.
Указ о проведении первой подушной ревизии был издан 28 ноября 1718 г. Ревизия проводилась 1719 по 1724 г.
Умершие, беглые и самовольно переселившиеся в другие места лица не исключались из ревизских «сказок» до следующей ревизии (в 1744-1747 гг.). Не включались в число ревизских душ и лица, родившиеся после дачи «сказок». Ревизские «сказки» представляли собой ведомости со сведениями о лицах мужского пола податных сословий, подаваемые помещиками на крепостных, приказчиками - на дворцовых, старостами - на казенных крестьян губернаторам и отсылались в Петербург в Канцелярию бригадира В. Зотова, осуществлявшую общее руководство сбором и разработкой материалов ревизии. Надзор за ревизией осуществлял Сенат.
Кроме подворной, а затем подушной подати, существовало множество других прямых налогов, чаще всего экстренного характера: драгунские, корабельные, рекрутские, подводные и др.
Резко возросло число косвенных налогов. Со времени Курбатова появилась целая профессия «государевых прибыльщиков», задачей которых было придумывание новых, главным образом косвенных, налогов («сидеть и чинить государю доходы»).
Кроме традиционных винных и таможенных сборов, появились сборы с хомутов, гробов, перевозов, водопоя, отвальные и привальные (для судов, отходящих от пристаней и подходящих к ним), рыболовства, торговых операций солью и табаком, за ношение бороды, старой одежды и т. п. Большая часть этих сборов поступала в созданную в 1706 г. Ижорскую канцелярию, во главе которой стоял Меншиков. Другие сборы поступали в специальные канцелярии: Банную, Рыбную, Мельничную, Постоя, Медовую, Ясачную и т. п. Эти сборы назывались канцелярскими.
К концу царствования Петра I в России насчитывалось 40 видов различных косвенных налогов и канцелярских сборов.
Созданная в числе других коллегий Камер-коллегия заведовала всеми доходами государства, которые раньше находились в ведении приказов и канцелярий. Камер-коллегия руководила сбором податей, пошлин и недоимок, осуществляла руководство выполнением натуральных повинностей.
В коллегию после «ревизии» поступали «генералитетские книги» - итоговые документы ревизии, содержавшие сведения о числе податных душ; второй экземпляр этих книг оставался в губерниях.
Заведовала коллегия и такими источниками доходов, как вин-
ные подряды и соляные промыслы, а также заготовлением провианта для армии. В 1723 г. ей был поручен надзор за хлебопашеством, состоянием урожаев, ценами на хлеб и снабжением хлебом населения в случае голода.
Президентом Камер-коллегии был князь Д. М. Голицын.
Другая финансовая коллегия - Штатс-контор-коллегия заведовала государственными расходами, управляла кассами на местах (рентереями), выделяла по указанию Сената определенные суммы правительственным учреждениям и должностным лицам. Президентом этой коллегии был граф И. А. Мусин-Пушкин.
Ревизион-коллегия наследовала от Ближней канцелярии функцию чисто формального финансового контроля за расходованием. Эту коллегию возглавлял князь Я. Ф. Долгорукий.
Управление незначительными казенными промышленными предприятиями в XVII в. было распределено между многими приказами, занимая в их деятельности второстепенную роль.
Развитие мануфактурной промышленности и торговли, проводимая государством политика покровительства им в XVIII в. потребовали централизации их управления.
Огромное значение имела Берг-коллегия, заведовавшая горной и металлургической промышленностью - отраслями, пользовавшимися особым попечительством Петра I.
Коллегия осуществляла заботу об обеспечении предприятий и рудников рабочей силой путем приписки к ним государственных крестьян. 18 января 1721 г. был издан указ, по которому разрешалось к частным заводам присоединять деревни при условии, «дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно» 67 . Владелец завода (дворянин или купец) мог продавать этих посессионных крестьян только вместе с заводом. Но и этот указ не мог полностью разрешить проблемы рабочей силы в промышленности в условиях феодально-крепостнического строя.
Мануфактур-коллегия управляла казенными мануфактурами и осуществляла заботу о частных мануфактурах в прочих отраслях промышленности (главным образом, легкой).
Во главе обеих коллегий при Петре I стоял обрусевший шотландский специалист в области артиллерии Я. В. Брюс (одновременно он был и генерал-фельдцейхмейстером - начальником артиллерии). Надзором и попечительством над внешней и внутренней торговлей ведала Коммерц-коллегия, президентом которой был дипломат и разносторонний деятель того времени П. А. Толстой.
Юстиц-коллегия была судебным и административным органом. К ней перешли дела ряда старых приказов (Поместного, Сыскного, Земского, судных). Она заведовала губернскими и надворными судами и являлась для них апелляционным судом по уголовным и гражданским делам. В ее ведении находились следственные, розыскные дела и собирались сведения о заключенных в тюрьмах. В существо-
вавшей при Юстиц-коллегии в 1719-1740 гг. Крепостной конторе записывались и оформлялись различные крепостные акты на земли и крестьян, о продаже вотчин, купчие, доверенности, духовные завещания и т. д.
Президентом коллегии был назначен граф А. А. Матвеев. С созданием Юстиц-коллегии ей был подчинен Поместный приказ, составивший в коллегии Вотчинную канцелярию. В 1721 г. она была преобразована в самостоятельную Вотчинную коллегию. Эта коллегия находилась в Москве, заведовала дворянским землевладением. Защищая и оберегая интересы помещиков, она разбирала земельные тяжбы, иски и споры дворян; оформляла новые земельные пожалования и т. п. С 1772 г. каждая коллегия имела в Москве свою контору, которую возглавляли поочередно члены коллегий. Вотчинная коллегия имела свою контору в Петербурге.
Другой сословной коллегией явился созданный 13 февраля 1720 г. Главный магистрат, который собрал и соединил «рассыпанную храмину» городского сословия. Регламент Главного магистрата подробно определил многообразие функций этой коллегии, которые заключались в создании магистратов и снабжении их уставами и инструкциями, а также руководстве выборами в них; в надзоре за выполнением магистратами административно-полицейских и судебных функций; охранении сословных привилегий горожан и «защите купцов и ремесленников от обид и притеснений»; содействии развитию городских ремесел и торговли (особенно ярмарочного дела). Кроме того, Главный магистрат являлся высшей апелляционной инстанцией на судебные решения магистратов.
Члены Главного магистрата (бургомистры и ратманы) назначались царем; президентом коллегии был назначен купец Исаев, а обер-президентом - представитель родовитого дворянства князь Трубецкой.
Коллегии не охватывали всех отраслей управления; часть их оставалась вне коллежской системы. Это было дворцовое, ямское, медицинское, строительное управления и другие дела, находившиеся в ведении специальных приказов (Дворцовый, Ямской), канцелярий (Медицинская), палат (Оружейная), контор (Соляная) и др.
Кроме того, продолжал существовать Преображенский приказ. Перегрузка этого приказа различными делами по заведованию гвардейскими полками и полицейскому управлению Москвой, а также его отдаленность от Петербурга толкнули правительство на более гибкую форму ведения политических процессов с помощью временных розыскных канцелярий. Во главе этих канцелярий были поставлены гвардейские офицеры; первые розыскные канцелярии возникли в 1713 г.
Одна из этих канцелярий, начавшая в Москве следствие по делу царевича Алексея, после переезда в Петербург 20 марта 1718 г. была преобразована в постоянную Тайную канцелярию.
Рассмотрением дел в этом новом органе политического следствия
и суда занималась коллегия в составе П. Толстого, А. Ушакова, Г. Скорнякова-Писарева и И. Бутурлина. В официальных документах эти лица именовались «министрами» Тайной канцелярии.
Канцелярия вела процессы по всем «трем пунктам» указа от 24 января 1715 г. 68 . В Тайной канцелярии рассматривались дела о «непристойных выражениях» об особе государя - покушение на государственное здоровье, непочтение к царской фамилии; самозванстве, несоблюдении молебнов в царские дни, о «непристойных речах» о государственных деятелях, дела об измене, о раскольниках, волшебстве, казнокрадстве, взяточничестве и т. д.
В Тайной канцелярии прошли такие крупные процессы, как следствие по делу царевича Алексея и его сообщников - противников реформ Петра I; связанные с этим процессом дела бывшей царицы Евдокии Лопухиной и Кикина; придворное уголовное дело фаворитки Петра I Марии Гамильтон («девки Марьи Гамонтовой»), ряд дед по третьему пункту указа 1715 г. о грандиозных хищениях в Ревельском порту, злоупотреблениях в Астрахани, краже корабельных лесов на Днепре и т. д.
«Следование» (допросы и очные ставки свидетелей обвиняемых, доносчиков) проводилось секретарями канцелярии, записывавшими допросные речи.
Во время допросов практиковалась пытка: на дыбе, раскаленными щипцами, горящими вениками и т. д. В допросных материалах нередко встречалось такое выражение: «после розыску зжен огнем, а с огня говорил».
Из собранных во время допросов материалов секретари составляли «выписки», которые докладывали «министрам». «Министры» давали «определение» (продолжать следствие или закончить), а затем выносили приговор.
Тайная канцелярия подчинялась непосредственно Петру I, но в отношении некоторых дел (особенно по пункту третьему указа 1715 г.) на решения Тайной канцелярии допускалось обжалованиев Сенат.
Жестокий военно-полицейский классовый террор феодального абсолютистского государства сильно сократил число дел по первым двум пунктам указа. Это отразилось и на деятельности Тайной канцелярии. В указе от 28 мая 1726 г. констатировалось, что «чрезвычайные розыскные дела», ради которых была создана Тайная канцелярия, ныне случаются, но «не так важные». Поэтому Тайная канцелярия упразднялась и рассмотрение «чрезвычайных розыскных дел» централизовалось в Преображенском приказе, поскольку там «больше бывают такие дела» 69 .
Коллегии
— центральные административные органы, созданные Петром I с 1717 по 1722 годы, для замены приказов (устаревшей системы исполнительных органов). Основой регламента коллегий послужило шведское законодательство, а сама система построена на основе опыта её функционирования в Германии и Швеции.
Система коллегий
Учреждение коллегий вводило три новых принципа :
- Отраслевое разделение ведомств (приказы дублировали функции друг друга)
- Совещательный (коллегиальный) характер принятия решений.
- Общие правила функционирования органов власти по Генеральному регламенту 1720 года.
Значение коллегий
Учреждение системы коллегий стало завершающим этапом централизации и бюрократизации государственных органов управления. Вместе с Правительствующим Сенатом , Святейшим Синодом и Тайной канцелярией, коллегии образовывали органы центрального управления (помогающие императору и действующие от его имени) в абсолютистской монархии Петра I.
Кроме того, постепенная замена приказов на коллегии стала окончательным ударом по системе местничества, которая была отменена ещё в 1682 году, но неофициально продолжала существовать.
Центральные органы управления
История создания Коллегий
Еще в 1712 году при участии иностранных советников была попытка создать Торговую коллегию. Искушенные чиновники и юристы из Европы были приглашены для работы в государственных учреждениях Русского царства. За образец для выработки собственных правил была взята шведская коллежская система, бывшая на тот момент лучшей в Европе.
Фактически же, настоящая работа над созданием системы коллегий началась только в конце 1717 года. 22 декабря 1717 г. был издан царский указ «О штате Коллегий и о времени открытия оных» , положивший начало реформе Коллегий. Быстро изменить приказную систему было невозможно, поэтому было принято решение отказаться от резких изменений в государственном устройстве. Приказы либо заменялись коллегиями, либо переводились в подчинение им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь различных судебных приказов). Сам Петр I называл «первейшими» (т.е. главными) только три коллегии — иностранных дел, военную и Адмиралтейств-коллегию.
В 1718 году был утвержден список первых 9 коллегий :
- Иностранных дел.
- Военная коллегия.
- Адмиралтейств-коллегия.
- Камер-коллегия
- Юстиц-коллегия.
- Коммерц-коллегия.
- Штатс-контора.
- Берг-Мануфактур-коллегия.
- Ревизион-коллегия.
Панорамный вид на здание Коллегий, расположенных на Васильевском острове в С.-Петербурге, выполненный Дж. А. Аткинсоном в период 1802-1805
В дальнейшем, по мере необходимости создавались новые коллегии или происходила реорганизация уже существующих:
В 1720 создана Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел.
В 1721 году для замены Поместного приказа учреждена Вотчинная коллегия.
В 1722 году произошло разделение Берг-Мануфактур-коллегии на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, а также создана Малороссийская коллегия для замены Малороссийского приказа. Таким образом, отвечая на вопрос «сколько коллегий было при Петре I » можно перечислить их список к 1722 году .
Удобная навигация по статье:
Система органов государственной власти при Петре I
Формирование новой системы управления при Петре I
До окончания Северной воны органы государственного управления при Петре Первом в России не имели особых отличий. Однако, после окончания военных действий против Швеции и победы русское государство заняло своё почётное место на международной арене. Учитывая эти события, в 1721 году Сенат провозглашает царя Петра императором, а также «отцом Отечества» и «Великим».
С этого дня император приобрёл более обширные полномочия, нежели были до этого у царя периода так называемой сословно-представительной монархии. В государстве не осталось больше ни одного государственного органа управления, который бы мог хоть как то ограничить императорскую волю и власть. Только сам Пётр Первый имел право издавать законы, полностью формируя по своему усмотрению законодательную основу державы и только император мог осуществлять через Синод суд. Таким образом, каждое решение и приговор суда выносилось от имени государя. Император лишил русскую Церковь автономии и полностью подчинил её государству, упразднив должность патриарха.
Абсолютизм Петра I
Власть императора была настолько неоспоримой в государстве, что Петру без труда удалось изменить порядок наследования престола в Российской империи. До этого право управления страной переходило от сыну от отца, а в случае отсутствия законного наследника, будующий правитель мог быть избран Земским собором. Однако, сам Пётр считал, что данный устаревший порядок не соответствует идеям абсолютной монархии и если наследник не является хорошим кандидатом, то император должен иметь право отказать ему в праве занять престол, выбрав самостоятельно нового правителя. Естественно, что под «недостойным наследником» Пётр, в первую очередь, имел ввиду собственного сына, который посмел выступить против реформ отца.
Учреждение Правительсвующего Сената в 1711 году
В этот же период в качестве высшего учреждения петровской администрации выступал Правительствующий Сенат, которым государь заменил прежнюю неэффективную Боярскую думу. Двадцать седьмого февраля 1711 года, перед выступлением в военный Прутский поход, царь подписал указ, согласно которому, в то время, когда Петра нет в столице всё управление государством переходило в руки Правительствующему Сенату. В Сенате присутствовали девять членов и обер-секретарь.
Функции и властные полномочия Сената
Сенат выполнял следующие функции:
- рассмотрение дел в качестве высшей судебной инстанции;
- решение вопросов, которые были связаны с ведением военных действий на террирориях, принадлежащих русскому государству;
- заслушивание отчётов комиссий;
- рассмотрение различного рода жалоб, а также смещение и назначение начальников разных категорий и пр.
Вместе с этим управляющим органом русский монарх учредил в провинциях фискалов и посадил в Сенате обер-фискала. В обязанности данных чиновников входил надзор за соблюдением законности в губернских и центральных учреждениях. Позже, все эти обязанности вошли в фактическую деятельность генерал-прокурора, который по указу царя должен был присутствовать и следить за порядком на каждом заседании Правительствующего Сената. Самым первым обер-прокурором царь назначил Павла Ягужинского.
И хотя Сенат был учреждён в качестве временного решения для осуществления управления государством во время отсутствий в стране царя, это учреждение продолжило существовать и после возвращения Петра Первого из Прутского похода, представляя собой высший государственный – контрольное, судебное и административное.
Учреждение прокуратуры в 1722 году
1722 год считается началом российской прокуратуры. В этот же период была учреждена и особая должность рекетмейстера, рассматривающего жалобы и принимающего решения по несправедливому решению коллегий. Обо всех подобных делах рекетмейстер должен был доносить в Сенат, требуя скорого решения вопроса, а иногда в его обязанности входил доклад об этом самому императору.
Вышеописанная должность была полностью упразднена только в 1763 году при реорганизации этого управляющего органа. Кроме этого, в подчинении у Правительствующего Сената был и герольдмейстер, который представлял собой должностное лицо, ведавшее всеми делами высшего дворянского сословия. Например, в обязанности этого должностного лица входил учёт дворян, их назначение на государственную службу, контроль прохождения ими военной службы и пр.
В 1731 году при Правительствующем Сенате появляется так называемая Канцелярия тайных розыскных дел, расследующая и производящая суды по всем государственным преступлениям. Спустя тридцать лет она была упразднена и заменена тайной экспедицией Сената, расследовавшей самые важные дела политического характера.
После кончины Петра Первого политическая важность и власть Сената иссякла. Формально, оставаясь высшим органом власти после монарха, он был полностью подчинён Верховному тайному совету.
Таблица: реформы Петра I в сфере управления государством
Таблица: государственно-административные реформы Петра I
Видео-лекция: органы государственной власти при Петре I
Тест по теме: Система органов государственной власти при Петре IЛимит времени: 0 Навигация (только номера заданий)0 из 4 заданий окончено ИнформацияПроверь себя! Исторический тест по теме: органы власти при Петре I
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова. Тест загружается... Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест. Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот: РезультатыПравильных ответов: 0 из 4 Ваше время: Время вышло Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )
Задание 1 из 4 1 .В каком году был подписан приказ об учреждение Правительсвующего Сената? Правильно
Неправильно
|
Страница 1
В 1699 г. при Боярской думе была учреждена Ближняя канцелярия по финансовому контролю за приходом и расходом денежных средств всех приказов. Вскоре компетенция этой канцелярии возросла. Она стала местом заседаний членов Боярской думы. С 1704 г. здесь стали собираться начальники приказов. С 1708 г. эти постоянные заседания именуются Консилией министров, где обсуждались различные вопросы управления государством. Заседания Консилии министров проходили в Кремле или на Генеральном дворе.
С учреждением Сената Консилия министров прекратила свое существование. Ограниченная функцией государственного контроля Ближняя канцелярия просуществовала до учреждения Ревизионной коллегии.
Усиление власти царя выразилось в создании (первое упоминание в октябре 1704 г., упразднен в мае 1727 г.) Кабинета Петра I – учреждения, имевшего характер личной канцелярии по многим вопросам законодательства и управления. Аппарат Кабинета состоял из кабинет-секретаря А.В. Макарова (с 1722 г. он стал называться тайным кабинет-секретарем) и нескольких подьячих, именовавшихся с введением коллегий канцеляристами, подканцеляристами и копиистами.
Кабинет имел характер военно-походной канцелярии, куда поступали полковые табели и другие военные, а также финансовые документы; здесь же разрабатывались диспозиции, велся ежедневный «Юрнал», то есть запись местонахождения и времяпрепровождения царя, в которой отражались не только придворные, но и военные события. Петр I передавал на хранение в Кабинет все бумаги, чертежи и книги, поддерживал через него связь с Сенатом, Синодом, с коллегиями и губернаторами. Сюда поступало множество различных челобитных, жалоб, доносов. Доносы по так называемым «трем пунктам» (измена, дела против здоровья государя, дела против казенного интереса) передавались в тайную канцелярию. Кабинет ведал вопросами, находящимися под попечительством самого царя (переписка по поводу приглашения в Россию иностранных специалистов, надзор за некоторыми постройками дворцов и казенных зданий в Петербурге и Петергофе).
Частые отъезды Петра I побудили его создать высший государственный орган с более широкими полномочиями, чем Ближняя канцелярия и Консилия министров.
22 февраля 1711 г. был утвержден указ об учреждении Правительствующего Сената, который, по-видимому, вначале предполагался царем как временный орган («для отлучек наших»), но вскоре превратился в постоянно действующее правительственное учреждение.
Сенат представлял собой коллегиальный орган, члены которого назначались царем. При Сенате была учреждена канцелярия во главе с обер-секретарем.
Дополнительные указы 2 и 5 марта 1711 г. определили функции и порядок деятельности Сената, который должен был заботиться о соблюдении правосудия, о государственных доходах и расходах, о явке дворян на службу и т.п. В первые годы существования функции Сената были разнообразны, а компетенция необыкновенно широка. Однако уже в этот период царь не разделял своей власти с Сенатом. Сенат был законосовещательным учреждением, за исключением немногих чрезвычайных случаев, когда в отсутствие царя он играл роль законодательного органа.
Государство Русь (IX - начало ХII в.)
Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский.
Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза...
Историческая роль православия.
Конечно, в России всегда было и есть сегодня немало людей, твёрдо следующих своей вере, не поддающихся никаким соблазнам и искушениям. Именно они создали и продолжают создавать тот стержень российской цивилизации и культуры, благодаря которому Россия оказалась способной вынести все тяжелейшие испытания, выпавшие на её долю. Историческую...
Множество планов
Сталин в речи на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа города Москвы 9 февраля 1946 г. сказал: «В ближайшее время будет отменена карточная система, особое внимание будет обращено на расширение производства предметов широкого потребления, на поднятие жизненного уровня трудящихся путем последовательного сниже...
- Волшебная кожа – Doctor Eskin!
- Частота самоубийств в сша поставила новый рекорд Почему совершается суицид
- История главного открытия XX века
- Выбор есть Минский высший радиотехнический колледж проходной балл
- Ребусы по русскому языку Придумать ребусы по русскому языку
- Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин Описание сказки салтыкова щедрина премудрый пескарь
- Роль эмоций и чувств в работе педагога методическая разработка на тему